Клинкерная брусчатка
Под клинкерным кирпичом чаще всего подразумевают клинкерную брусчатку, благодаря которому и возник отдельный класс строительных материалов. В Европе дороги традиционно мостили брусчаткой, хотя её производство по определению было крайне дорогим, неэффективным, а зачастую и вовсе неосуществимым – при отсутствии каменных месторождений. Идея создания особо прочного кирпича, способного заменить гранит, появлялась во многих странах в разное время. Первым более или менее успешным опытом стала мастерская в датском местечке Бокхорно, основанная в 1743 году. Однако масштабное применение нового материала началось позже и в Голландии, когда в 1809 году дорога из клинкерной брусчатки длиной 12,5 км соединила Амстердам с Гарлемом.
Что такое клинкерная брусчатка?
Клинкерная брусчатка производится из специальных пластичных глин и обжигается при температуре 1200-1300 градусов. Более половины массы дорожного клинкера составляет стеклофаза, в составе преобладают кварц и полевой шпат. Минеральные частицы спекаются в монолит, по прочности не уступающий натуральному камню. Клинкерная брусчатка практически не поглощает воду, не выгорает от солнца, стойко выдерживает агрессивные химические воздействия. В отличие от традиционного кирпича она не имеет внутри пустот и каких-либо включений, и значительно превосходит его по механической прочности на сжатие, истирание, изгиб. Благодаря мелкоштучному «кирпичному» формату, укладка дорожек из клинкерной брусчатки требует минимального количества техники и людей. При этом результат способен удовлетворить самого требовательного заказчика.
Изначально клинкерная брусчатка использовалась для обустройства городских улиц и площадей. Кстати, во многих европейских городках полторы сотни лет назад мощёные клинкером улочки сегодня числятся местными достопримечательностями и имеют статус памятников архитектуры. Несмотря на почтенный возраст, кирпичи не потрескались и не скололись по краям, а их цвет остаётся неизменным.
Клинкерная брусчатка в России
Если за океан клинкерная брусчатка перебралась уже к середине XIX века, то в России первый завод появился лишь в 1883 году на территории нынешней Украины. Лет 20 кирпичи обжигали блоками и разбивали непосредственно на стройплощадке, потом осваивали различные технологии, доведя количество брака (недожжённого клинкера) с 50 до 25 %. К началу Первой мировой войны у нас действовало четыре производства. После революции изготовление клинкерной брусчатки велось в небольших количествах по заказу дорожных служб, зачастую в полукустарных условиях, а после XXII съезда КПСС в 1961 году отрасль была практически ликвидирована. Вместо клинкера повсеместно стала применяться цементно-песчаная плитка.
Безусловно, себестоимость производства декоративных элементов из бетона, особенно современными способами, типа вибролитья и вибропрессования, оказывается минимальной. Существует широкий выбор форм (помимо стандартной плитки – волна, клевер, катушка и т.д.), достаточно богатая цветовая гамма. Однако долговечность подобных изделий оставляет желать лучшего. Цементно-песчаные смеси крайне болезненно реагируют на химические воздействия антигололёдных реагентов, остатков топлива и масла, атмосферных осадков, пробившихся сквозь городской смог. При этом они быстро выгорают от солнечных лучей и крошатся под скребками и щётками коммунальных машин. Влага, проникнув внутрь массы, разрушает изделие буквально за сезон. В результате хорошим считается пятилетний срок эксплуатации. А укладка в среднем в два раза превышает стоимость самой плитки…
Не случайно, первые же торговые центры и офисные комплексы, появившиеся у нас в 90-е годы, стали применять западный стандарт при обустройстве своих территорий. А в Европе, где клинкерное производство совершенствовалось на протяжении всего ХХ века, изделия достигли совершенства по принципу «золотого сечения»: прочность, польза, красота. Хотя по сути единственным технологическим прорывом за 200 лет для клинкера стало изобретение тоннельных печей. Их внедрение на производствах позволило свести количество отбраковки практически к нулю. Готовые к обжигу кирпичи на вагонетках движутся по тоннелю, в центре которого находится источник открытого огня, плавно и равномерно нагреваясь, а потом остывая. Процесс непрерывный: отключают печи исключительно для профилактики.
Применение клинкерной брусчатки
Сегодня клинкерная брусчатка находит широкое применение в городском благоустройстве при создании парковочных площадок, пешеходных дорожек, зон отдыха, а также в загородном строительстве при организации ландшафта, отмостки дома, лестниц, малых архитектурных форм. Цветовая гамма, исчисляемая сотнями оттенков, позволяет, с одной стороны, сделать привязку дорожек к фасадам, с другой – создать определённую разметку или декоративные орнаменты.
В некоторые виды клинкера добавляется крупнозернистый песок, благодаря которому лицевая поверхность выглядит пористой и шероховатой. Это не только предотвращает зимнее скольжение, но и создаёт дополнительную эстетику: в порах быстро разрастаются мхи и лишайники, придающие дорожке благородный «состаренный» вид. Широкой популярностью пользуется многощелевые клинкерные кирпичи, которые после укладки заполняются грунтом с газонной травкой. В итоге получается прочное покрытие, едва различимое под естественным ковром зелени.
К достоинствам материала следует отнести и относительную простоту укладки: в городских условиях это стандартное дорожное основание, в коттеджных посёлках клинкер и вовсе кладётся либо на уплотнённый песок с подсыпкой мелкозернистого щебня, либо на сухую цементно-песчаную смесь. Грамотно организованный поперечный профиль и система водостока полностью устраняют возможность появления луж и намывной грязи.
Несмотря на относительно молодой для строительных материалов возраст, клинкерная брусчатка во всём мире зарекомендовала себя как универсальный долговечный материал, пригодный для эксплуатации в самых сложных условиях. При этом за свои декоративные свойства он же становится неизменным украшением дворцовых парков и пространств вокруг шикарных вилл. Впрочем, ничего удивительного в этом нет – клинкерная брусчатка по сути является разновидностью обыкновенного кирпича, превосходство которого над другими строительными материалами доказано всей историей цивилизации.